Полезные ссылки

Популярное

Все

Гаптономия - общение с ребенком до рождения

Гаптономия (в некоторых источниках «аптономия», от греч. hapsis – трогать) - наука об эмоциональном и тактильном контакте между ребенком и его родителями до, и сразу после его рождения.

Факт получения информации ребенком до рождения (пренейтом), возможности ее запоминать и обучаться была доказана в XX в. рядом проведенных исследований. При систематическом и целенаправленном раздражении анализаторов происходит активизация нейронов, стимулируется процесс образования межнейронных связей. Т. Верни тверждает, что «плод видит, слышит, ощущает вкус, приобретает опыт и даже обучается in utero» (Верни Т., 2005).

Не вызывает сомнений факт, что эмоции, испытываемые беременной, оказывают прямое влияние на пренейта.

Гаптономия, осуществляясь через тактильное воздействие и эмоциональное, аффективное общение, позволяет создать и развить психоэмоциональную связь между отцом, матерью и ребенком.

Основоположником гаптономии принято считать нидерландского врача-педиатра Франца Вельдмана.  Это человек с нелегкой судьбой - во времена 2-ой мировой войны он прошел через концентрационный лагерь - он считал, что в мире так много зла оттого, что маленькие дети не получают достаточного количества любви. Франц Вельдман подчеркивал важность участия отца в общении с ребенком и полагал, что устанавливать контакт необходимо еще до его рождения.

Метод гаптономии Франца Вельдмана заключается в том, что касаясь руками живота матери, отец может сообщить ребенку о своем существовании и завязать с ним первый контакт. Опыты, проводимые в 1980-х гг доказали, что часто пренейт узнает прикосновения руки отца, выделяя их среди прочих, он даже может приблизиться к ним.

Франсуаз Дольто – французский психоаналитик, одна из ключевых фигур в области детского психоанализа  - поддерживала идеи гаптономии. Она полагала, что пренейт находится в бессознательном общении с матерью, что ее эмоции запечатлеваются в его писхике. В своих исследованиях она доказала, что речь, обращенная к грудничку, может обладать терапевтическим эффектом.

Сегодня эта мысль получила дальнейшее развитие в работах ее дочери, Катрин Дольто-Толич. Влед за основоположниками гаптономии, она подчеркивает, что прикасания не призываны вызвать лишь тактильное ощущение, они должны быть  наполнены эмоциональным содержанием. В своих работах Катрин Дольто говорит о том, как важно поддерживать контакт между ребенком и родителями во время родов и непосредственно после них. При резком разлучении с родителями у новорожденного происходит «разрыв идентичности», что отражается на его взрослой жизни.

Гаптономия – не способ решения амбиций родителей по дородовому «образованию» малыша. Её цель - развитие у детей чувства базовой безопасности, благодаря установлению эмоционального контакта между родителями и ребенком.

Почему дородовый опыт и опыт рождения столь важен? Сильные эмоции, которые возникают у пренейта в той или иной ситуации, аффекты, оказывают влияние на формирование психики человка. Аффекты, сформированные в раннем детстве и даже до рождения, могут «запускаться» во взрослом возрасте при столкновении с отдельными элементами ситуации, вызвавшей конкретную эмоцию. Это неосознаваемая, большей частью неконтролируемая реакция.

Гаптономия позволяет установить связь с малышом, интуитивно чуствовать его. Такая связь помогает ребенку получить положительный дородовый опыт, успешно пройти через опыт родов и первого контакта.

Практическая методика гаптономии состоит в том, чтобы практиковать общение с ребенком в одно и то же время, в течение 15-20 минут. Родители должны выбрать способ воздействия – они могут спеть песенку, рассказать сказку, погладить или похлопать живот в такт звучанию голоса. Общение обязательно нужно проводить ежедневно. Примерно через две недели ребенок привыкает к «сеансу» и сам вызывает «на связь».

Существуют противоречивые мнения по поводу внтриутробного стимулирования, так называемого «обучения» ребенка.

На наш взгляд, следует строго разделять гаптономию, оказывающую, несомненно, положительный эффект, и избыточное стимулирование. В погоне за ранним умственным развитием детей родители начинают проводить усиленное «обучение» с помощью регулярного раздражения слухового, тактильного и зрительного (яркий свет) анализаторов. Помните, что такое обучение может принести больше вреда, чем пользы и вызвать у ребенка стресс.

На курсах дородовой подготовки мы подробнее говорим о гаптономии, обогащении внутриутробной среды малыша, значении и способах установления эмоционального контакта ребенка с родителями.

Автор: Наталья Леонтьева.

Назад
 
Яндекс.Метрика